Объекты, связанные с Валами

Городища

…охрана валов и немногих путей, которые вели внутрь укрепленной территории, обеспечивалась городами, городища которых остались до наших дней. Только между Днепром, Ирпенем, Унавой и Стугной насчитывается около 40 городищ: Китаево, Сираков (около села Хотов), Ходосовка, Вита Почтовая, Боярка, Старые Безрадичи, Васильков, Плисецкое, Белогородка, Демидов, Холм …

                Читать далее: Бугай А.С. Змиевы Валы

…село Яроповичи со своими валами и городищем, а также огромные городища в селах Грубском и Щеглиевке, … закрывали доступ внутрь междуречий Ирпеня, Здвижа и Тетерева…1000 курганов, разбросанных в этом районе, — немые свидетели неоднократных попыток врагов прорваться в междуречье Ирпеня и Тетерева…

                 Читать далее: Бугай А.С. Валы открывают секреты

как городища, так и другие памятники начала и середины 1-го тысячелетия до н. э., которые располагаются в украинском лесостепи, часто называют достопримечательностями скифской поры или и просто скифскими. Это неправомерно…

…Городища могли принадлежать только населению, не подвластному скифам; строились они именно для защиты от скифов. Следовательно, когда речь идет об определенных периодах в иcтopии этого населения, то справедливее было бы их называть, хоть и условно, временами строительства городищ.

От строительства больших городищ лишь шаг до строительства валов для защиты целых районов. В связи с этим вызывает большой интерес сообщение Геродота (середина первого тысячелетия до н. э.) о том, что местное население для защиты от скифов построило земляной вал от Таврических гоp вплоть до Меотийского озера. Hи Римского государства, ни германских племен тогда еще не было. Следовательно, идея строительства валов возникла у местного населения задолго до появления римлян на исторической арене.

              Читать дплее: Бугай А.С. Летопись Земли Киевской

…В тесной связи со Змиевими валами в междуречьях Ирпеня и Здвижа , Здвижа и Тетерева, как видно из рис.3, находятся городища в Черногородке, Бышеве, Мотыжине и Радомышле. Кроме того, в с.Сосновке, к востоку от вала IV— Е, обнаружены остатки городища, которое, возможно, и имел в виду Л.П.Похилевич, когда писал: «Второе городище находится в 6 верстах от городка (Бышева.— А. Б.), в направлении к р.Ирпень… Вероятно, что на месте нынешнего с.Юрьев было еще одно укрепленное поселение. Следовательно, между Ирпенем и Здвижем городища были размещены вдоль валов приблизительно в 8 — 10 км друг от друга. Сферы влияния каждого городища имели радиус не более 5 км, а это позволяло гарнизонам двух соседних городищ не 6олее как через час прибыть в любое место, если там возникала опасность.

В междуречье Здвижа и Тетерева, кроме городищ в Maкapoве, Радомышле и древнем Микгородку, других укрепленных пунктов не обнаружено.

…городища в Черногородке, Moтыжине, Макарове и Радомышле расположены с внутренней стороны оборонной полосы, каждое на расстоянии около 1 км от нее. … Городище в Бышеве было на внутренней линии валов, что тоже позволяло его защитникам обеспечивать оборону своего участка. Относительно городищ в сс. Сосновка и Юрьев, то они, очевидно, играли роль форпостов.

… на р.Ирпень есть ряд городищ в сс. Звонковое, Белогородка, в урочищах Клепачи и Холм, которые охраняли переправы через реку и пути в середину «Киевского треугольника». В то время крепости в сс. Чорногородка, Гостомель и Демидов, по-видимому, защищали левый берег от опасности с правого берега. На такие же мысли наводит и то, что укрепленные городища в междуречье Ирпеня и Тетерева, а также линии Чорногородка — Радомышль отмечаются, главным образом, на левых берегах этих рек. На левобережье Здвижа, кроме Макарова, городища есть в селах Андреевка, Приборск. На левобережье Тетерева, кроме городищ в Радомышле и Микгородке, они есть в Иванкове, Паханому.

          Читать далее: Бугай А.С. [[Древний оборонный рубеж]]

Курганы

…Яроповичи со своими валами и городищем, а также огромные городища в селах Грубском и Щеглиевке, очевидно, закрывали доступ внутрь междуречий Ирпеня, Здвижа и Тетерева. Возможно, что 1000 курганов, разбросанных в этом районе, — немые свидетели неоднократных попыток врагов прорваться в междуречье Ирпеня и Тетерева.

           Читать далее: Бугай А.С. Валы открывают секреты

Наблюдательные курганы

…Об особенном значении таких городищ, как Сосновское, Бышевское, Макаровское свидетельствует наличие больших наблюдательных курганов. Поблизости Сосновки курган разрушен, но напротив с.Лупского, под Бышевим, возвышается и сейчас. Два больших кургана есть под Макаровым. На вершину наи6ольшего из них вела специальная дорога, остатки которой видны еще и сейчас. Вал IV- А огибал его с запада. Следовательно, этот курган существовал еще до строительства вала.

              Читать далее: Бугай А.С. [[Древний оборонный рубеж]]

Валковые и глубокие дороги

….нами обнаружили остатки специально построенных сухопутных путей, так называемых валковых и глубоких дорог. В литературе давно известны такие пути, как Цареградский, Моравский, Черный, Караванный, Янтарный, Соляной, Залозный и др. Некоторые участки отдельных старинных дорог используются и теперь. Однако многие ученые связывали их только с великокняжескими временами. Между тем, на Переяславщине нами найден участок вала, который строился с учетом существующего уже в то время пути.

               Читать далее: А.С.Бугай О Змиевых Валах

Глубокие дороги

В процессе исследования мы обнаружили остатки и специально построенных сухопутных путей, так называемых валковых и глубоких дорог. В литературе давно известны такие пути, как Цареградский, Моравский, Черный, Караванный, Янтарный, Соляной, Залозний и тому подобное. Некоторые участки отдельных путей используются и теперь. Однако многие исследователи связывали их только с великокняжескими временами.Между тем, на Переяславщине нами найден участок вала, который строился с учетом уже существующего в то время пути.

Валковые дороги идут между двумя валами, расстояние между которыми 8 — 9 метров. Никаких следов pвов около них не заметно. Выходит, что землю брали с поверхности почвы рядом с валами. Но назначение таких валов еще не ясно. Однако привлекает внимание название пути, который идет из района Брянска в сторону Рильска, — Свиной путь. Некоторые пути еще к XIX века називались скотогонными. Не исключено, что по таким дорогам перегоняли скот с лесостепи до греческих колоний на побережье Черного и Азовского моров.

Если валковые пути идут только по водораздельным возвышенностям, и не пересекают рек или болот, то глубокие дороги являются не только искусственными траншеями, но и естественными ложбинами и ярами. На глубоких дорогах, которые на польских картах XVII века называются невидимыми, движение караванов трудно было заметить даже на незначительном расстоянии.

Валковые и глубокие дороги существовали на землях, ограниченных валами. Но, как видно, они выходили и за пределы соответствующих территорий, обеспечивали связки как межплеменные, так и с другими краями и народами. Это позволяет еще выше оценивать уровень экономического, политического и культурного развития племенных союзов рубежа новой эры и ее первых веков. Вероятно, строительство сухопутных путей совпадает с основанием на побережье Черного и Азовского морей греческих колоний, для которых торговля имела первостепенное значения. … Змиевы валы и исконные пути являются очень важными достопримечательностями самых древних времен нашей истории. Многие из них исчезли с развитием общества, и это закономерный процесс. … Задача … — сохранить эти величественные достопримечательности и путем тщательного исследования прочитать всю книгу их истории…

               Читать далее: А.С.Бугай О Змиевых Валах

Водный путь в Европу

..Киев ….лежал на перекрестке водных путей «из варяг в греки» и с запада на восток… А.С.Бугаю удалось найти водную трассу на Запад…

            Читать:   Хохлочев В.,  По следам легенды,   газета Киевская Правда, 1982, 28 февраля.

Змиевы Валы и ДОТы Киевского Укрепрайона

… надо отметить, что строители валов нашли действительно оптимальное решение своей сложной задачи, настолько удачное, что и современные военные инженеры в последней войне во многих случаях строили оборонные рубежи по схеме предков… /Днипро/.

          Читать далее: А.С.Бугай Летопись Земли Киевской

… На 51-м километре Житомирского шоссе, уже за Здвижем, А. С. Бугай показывает последний вал «четверки» 450 года. Он здесь еле заметен. Но возле него вижу небольшой обелиск с орденом Великой Отечественной войны. По древлянскому валу, остановившему полчища Аттилы, проходил в 1941 г. передний край дальней обороны Киева…Да, строители Змиевых валов великолепно знали, где выбирать рубежи для защиты родной земли…

          Читать далее: А.Членов Валы, остановившие гуннов.