Как строились Валы?

Выжигание трассы Вала

Выжигание леса по трассе будущего вала было важным и необходимым технологическим этапом строительства валов. Возможно, что строители очищали территорию перед валом таким же спосо6ом. При этом территория, покрытая углем, должна была бы быть значительно шире, чем собственно трасса самого вала. Лишь в результате длительного распахивания прилегающих к Валам территорий угли в конечном итоге могли из них постепенно исчезнуть. Однако, на одном участке вала I-d, возле села Заборье, который и теперь покрыт лесом, и, очевидно, никогда не распахивался, нами обнаружен уголь на глубине 25 — 30 см в полосе, смежной с валом, до 50 — 60 м в ширину

Образцы угля для радиоуглеродного анализа взяты из всех линий обороны и из Валов в городище с.Почтовая Bитa (*).

Читать далее: А.С.Бугай [[Змиевы Валы Киевщины]]

Конструкция Вала

…Возле каждого вала с напольной стороны шел широкий и глубокий ров.

…Ширина основания Вала от 8 до 22 м, высота в отдельных местах и теперь достигает 9 м.

Читать далее: А.С.Бугай [[УСЭ Змиевы Валы]]

Для решения вопросов хронологии Змиевых Валов большое значения имеет сравнение конструктивных особенностей отдельных участков Валов. Однако до сих пор специальные исследования конструкцй Валов не проводились. Все сведения такого характера получены случайно и сводятся к немногим наблюдениям над теми разрезами Валов, которые образованы дорогами и водой. Следовательно, нужно систематическое изучение внутренней конструкции Валов и сопоставления их как с известными

конструкциями Валов городищ разных эпох, так и между собой.

Обследование некоторых линий обороны (I — b, I — d, II- а, П-b,. Ш, IV- А, IV- В) показало, что внешняя форма валов и pвов около них везде почти одинаковая. Ров всегда размещен с напольной, то есть внешней, по отношению к ограничиваемой территории, стороне. Однако есть и отклонения. Вал І-с имеет рвы с обеих сторон.

Что касается внутренней конструкции Валов, то в исследованных разрезах (I- с, II- а, III, IV- А, IV- В) она не имеет ярко выраженной специфики. По большей части Вал насыпался из той земли, которая вынималась из рва. Однако почти везде в низшем слое засыпки находим спрессованную или и пережженную глину. Возможно, что верхний слой почвы, вынутой из рва, сначала отбрасывался в сторону, а потом использовался для насыпки верхней части вала.

Читать далее: А.С.Бугай [[Змиевы Валы Киевщины]]

Профиль Вала

… Рвы, как правило, трапецевидной формы, но случаются и с округлыми склонами и дном, лейкообразные и ступенчатые…. их строение зависит от структуры почвы. Расстояние от края рва до подошвы вала чаще всего 0,8 — 1 метр, но на мягких почвах оно была шире, а на торфянистых доходило до 2 метров. На мягких почвах над рвом с враждеской стороны насыпался небольшой валок, который не давал дождевой и снежной воде разрушать его стенку. Насыпи имели трапециевидную форму с узкой верхней площадкой, в которую вкапывался частокол.

Читать далее: А.С.Бугай О Змиевых Валах

… Вал насыпался не над рвом, а на некотором расстоянии (80 — 100 см) от него. Так образовывалась полоса земли между рвом и валом, так называемая берма. Благодаря этому не разрушалась стенка рва под весом насыпи, не разрушался pов и от осыпания земли из вала. В некоторых местах… встречаются участки, где pов заметен с обеих сторон. Можно допустить, что грунтовые воды не позволяли копать глубокий ров с вражеской стороны и нужную для вала землю приходилось брать в другом месте. Taкие участка валов наблюдались в низинных местах.

Особенность конструкции части вала IV- Е, построенного на болотах, свидетельствует о желании предотвратить разрушение рва и вала под действием веса его насыпи. С этой целью берма была расширена до двух метров, а сам вал состоял из двух частей (рис.4).

Рис. 4. Разрез Вала

Первая часть была базой второй, которая имела вдвое более узкую основу и представляла собой обычный вал, насыпанный с края платформы противоположного рва. Высота базы и верхнего вала теперь составляет около 120 см. Такая конструкция сооружения оказалась эффективной, поскольку обеспечила сохранение рва до наших дней. … В местах, где вал мог легко разрушаться грунтовыми водами, основу его составляет хорошо утрамбованная глина. Она настолько уплотнена, по сравнению с глиной почвы, что теперь ее с большим трудом можно разрушить не только обычной лопатой, но и тракторным плугом. Во многих случаях основа валов состоит из пережженной глины с примесями угля, а кое-где и обгоревших колод. Уголь в валах редко залегает сплошным слоем, а перемешан с пережженной глиной, наблюдается в виде линз и прослоек. Это могло случиться лишь в результате обрушения пережженной глины в полости, которые образовались после сгорания дерева и тщательного утрамбовывания всей смеси.

Читать далее: А.С.Бугай [[Древний оборонный рубеж]]

Учет климата в эпоху строительства

Трассы некоторых других валов в междуречье Ирпеня и Здвижа свидетельствуют о том, что они строились в 6олее засушливый период. Возможно, что именно это уменьшило оборонное значение вала по Лyпе и Фосе и создавало необходимость в строительстве перед основной линией обороны нескольких дополнительных валов.

… Уровень грунтовых вод в междуречьях Ирпеня и Здвижа, Здвижа и Тетерева не был одинаковым. Если между Здвижем и Тетеревом валы заканчивались возле бывших озер и болот или шли от болота к болоту, то в междуречье Ирпеня и Здвижа они проходили прямо по болотам. Най6олее показательным с этой точки зрения является вал IV- Е (рис.3), который начинается к югу от современной околицы Бышева и идет к с. Koпеевка на правом берегу Здвижа, а на его левом берегу тянется к болоту поблизости с.Боривка. Часть этого вала идет по восточным берегам давних озер, показанных даже на современных физико-географических картах. То, что вал проходил по высохшим озерам и болотам, видно и из особенной конфигурации, отличающейся от ранее известной.

… Общий план оборонного рубежа Чорногородка — Радомышль показан на рис.3. Валы IV- А, IV- Д, IV- Е и IV- К прямой связи между собой не имеют. Они могли представлять собой начальную систему обороны междуречьий Ирпеня — Здвижа и Здвижа — Тетерева. Очевидно, вал IV- Е был построен позже, чем вал IV- А. Реки и болота перед валом IV- А на то время высохли. Вал IV- К, вероятно, тоже был построен одновременно с валом IV- Е, поскольку в это время Ирпень мог обмелеть, и на нем появились броды.

Читать далее: А.С.Бугай [[Древний оборонный рубеж]]

Объемы строительства

  • Их протяженность только на территории Киевщины не менее 800 км, а на территории всей Украины не известна, но по оценкам АС Бугая может составлять несколько тысяч километров.
  • Объемы строительных работ – десятки миллионов кубических метров почвы.
  • В строительстве валов, в силу огромного объема работ, должны были принимать участие десятки (сотни) тысяч людей на протяжении многих лет.