О Змиевых Валах

Змиевы Валы

А.С.Бугай. Памятники Украины (Бюллетень Украинского общества охраны памятников истории и культуры). 1976, №2(28), с.52-54.

В лесостепной полосе Советского Союза да и во многих странах Центральной и Восточной Европы распространены земляные насыпи — валы. На Украине длина их составляет около 3000 километров. Строительство таких сооружений для защиты не отдельных поселений, а больших территорий знаменовало новый высший этап экономического и общественного развития и военно-инженерного искусства наших далеких предков.

В основе валы имели ширину от 8 до 15 метров, а высота иx еще и теперь в отдельных местах достигает 8 и больше метров. С одной стороны каждого из них сохранились следы широкого и глубокого рва. В разных местах эти сооружения имеют свои названия. На Украине — Турецкий, Атаманський, Монашеский, Откопанный, Разбитый или и просто Вал. Но самыми распространенными является Змиевы или Трояновы валы.

Валы, как существующие сооружения, вспоминаются еще в древних летописях, но там ни слова нет об их строительстве. Напрасными были попытки ученых раскрыть эту тайну и установить в скоплении сооружений хоть какую-либо систему.

Незнание порождало самые фантастические гипотезы, и особенно у западных и буржуазно-националистических историков. Строительство их приписывалось скифам, сарматам, бастарнам, готам. Если же отдельные исследователи и говорили о сооружении их славянами, то относили это только в древнюю Русь, которая могла позаимствовать такой опыт обороны у германских племен или у византийцев.

Попытки составить карты валов Киевщины, Волыни и Подолья делались еще в прошлом столетьи, но они оказались неудачными.

Приступая к исследованию, экспедиция секции достопримечательностей науки и техники правления Киевской областной организации Общества в первую очередь ознакомилась с литературой по этому вопросу и отдельными участками валов. Полевые поиски показали, что даже там, где насыпи полностью разорены, на полях остались определенные следы, которые помогли проследить трассу каждого из них от начала до конца. Была создана первая достоверная карта валов Киевщины, общая длина

Змиев вал под селом Иванковичи Васильковского района Киевской области.

которых около 800 километров. В уцелевших насыпях установлена внешняя и внутренняя конструкция валов и некоторые признаки технологии строительства. Пережженная глина, песок и уголь, а иногда обгоревшее дерево, которое попало внутрь вала во время строительства. Радиоуглеродный анализ позволил установить, что строились валы со ІІ века до н.э. и до VІ века н.э.. Один из них между Стугной и Ирпенем обновлялся в начале VІІ века.

Непосредственное изучение валов показало, что они были не единственной формой защитных земляных сооружений. На опаснейших участках комбинации укреплений образовывали сложные системы.

Кроме рва и насыпи, создавались эскарпы (искусственные подрезы) на склонах яров и берегов рек, которые иногда были продолжением валов, а иногда усиливали их. В отдельных местах с тактической целью строились глубокие и широкие рвы с валами по обе стороны, которые заставляли нападающих изменять направление движения и ставили иx в невыгодное положения. Во многих местах сохранились наблюдательные курганы, которые насыпались на возвышениях вдоль валов. В линии валов или немного позади находились небольшие городища, расположенные друг от друга на расстояниях 8 — 10 километров. На Витянсько-Бобрицкой линии обороны такие городища известны в Вите Поштовой и Боярке. На линии Сосновка-Радомышль — в Бишеве, Мотижине, Макаpoве.

Строители валов и pвов учитывали не только потребности обороны, но и специфику технологии сооружения их на разных почвах.

Рвы, как правило, трапецевидной формы, но случаются и с округлыми склонами i дном, лейчастые и ступенчатые. Такое строение их зависит от структуры почвы. Расстояние от края рва до подошвы вала чаще всего 0,8 — 1 метр, но на мягких почвах она была шире, а на торфянистых доходила до 2 метров. На мягких почвах над рвом с враждебной стороны насыпался небольшой валок, который не давал дождевой и снежной воде разрушать его стенку. Насыпи имели трапецевидную форму с узкой верхней площадкой, в которую вкапывался частокол.

Для создания непрерывной линии обороны, валы строили между реками и болотами. В опаснейших местах сооружали по 2 — 3 и даже 4 почти параллельные насыпи. Образовывались своеобразные глубоко эшелонированные рубежи. Большой интерес представляет и технология строительства валов и рвов. На размеченной трассе будущего вала выжигали лес и кустарник. Об этом свидетельствует насыщенность пеплом и древесным углем некоторых участков насыпей, а в основе вала встречаются обугленные пятна. Остатки пожарищ с обеих сторон вала в полосе шириной свыше 40 метров наблюдаются около села Заборье.

Участки рвов и валов на значительных расстояниях шли прямолинейно, храня установленную ширину. Это оправдывает предположение, что перед сооружением их строители делали какую-то разметку. Как поднимали землю вверх, мы не знаем. Возможно, что для этого использовались «журавли» (примитивный подъемный кран, до сих пор использующийся для поднимания воды из колодцев) и волокуши. В некоторых местах глинистая почва насыпи значительно плотнее, чем под основой вала. Следовательно, ее, наверное, утрамбовывали. Возможно, что на отдельных участках слои глины еще и обжигали. В таких местах наблюдаются пепел, уголь и обожженная до красного цвета глина.

Особый интерес представляет строительство валов на песчаном грунте. В насыпях песка часто встречается уголь и обгоревшее дерево. Под колодами и рядом с ними в pазрезах валов замечены прослойки глины. Есть предположение, что слои песка поливали глиняном раствором, а потом обжигом добивались его затвердевания. Нижние части песчаных валов с глинистыми прослойками сохранились до наших дней.

Организация строительства оборонных сооружений, на котором работали тысячи людей, была сложным делом. Но на этом заботы не заканчивались. Надо было обеспечить систематическое наблюдение за враждебной территорией, нужны были регулярные части для первого отпора нападающим. Многие исследователи считали, что осуществить это могло населения с классовым разделением общества, организованное в государство. Поскольку Постугнянско-Ирпенский вал строился в 370 году (±40), можно думать, что у полян в то время уже была государственность. Следовательно, варяги не могли принести ее славянам в IX веке. Этим ставятся под сомнение «норманистськие» теории.

Из карты валов стало видно, что между селами Белки и Ходорков вал защищал реку Ирпень, а между селами Пилипча и Остров — Рось. Такая защита для рек была нужна, если они широко использовались в качестве транспортныех артерий для торговли. Организованная защита их, по-видимому, означает, что эта торговля была важной для всего общества.

В процессе исследования мы обнаружили остатки и специально построенных сухопутных путей, так называемых валковых и глубоких дорог. В литературе давно известны такие пути, как Цареградский, Моравский, Черный, Караванный, Янтарный, Соляной, Залозний и тому подобное. Некоторые участки отдельных путей используются и теперь. Однако многие исследователи связывали их только с великокняжескими временами.Между тем, на Переяславщине нами найден участок вала, который строился с учетом уже существующего в то время пути.

Валковые дороги идут между двумя валами, расстояние между которыми 8 — 9 метров. Никаких следов pвов около них не заметно. Выходит, что землю брали с поверхности почвы рядом с валами. Но назначение таких валов еще не ясно. Однако привлекает внимание название пути, который идет из района Брянска в сторону Рильска, — Свиной путь. Некоторые пути еще к XIX века називались скотогонными. Не исключено, что по таким дорогам перегоняли скот с лесостепи до греческих колоний на побережье Черного и Азовского моров.

Если валковые пути идут только по водораздельным возвышенностям, и не пересекают рек или болот, то глубокие дороги являются не только искусственными траншеями, но и естественными ложбинами и ярами. На глубоких дорогах, которые на польских картах XVII века называются невидимыми, движение караванов трудно было заметить даже на незначительном расстоянии.

Валковые и глубокие дороги существовали на землях, ограниченных валами. Но, как видно, они выходили и за пределы соответствующих территорий, обеспечивали связки как межплеменные, так и с другими краями и народами. Это позволяет еще выше оценивать уровень экономического, политического и культурного развития племенных союзов рубежа новой эры и ее первых веков. Вероятно, строительство сухопутных путей совпадает с основанием на побережье Черного и Азовского морей греческих колоний, для которых торговля имела первостепенное значения. О размерах торговли греческих колоний с так называемой Скифией свидетельствует то, что только в Пантикапее и Феодосии ежегодно грузилось для отправки в Афины до 100 000 четвертей (свыше 20 000 тонн) хлеба. В некоторые годы это количество росло в пять раз. Понятно, что выращивали его не в причерноморских и приазовских степях. Змиевы валы и исконные пути являются очень важными достопримечательностями самых древних времен нашей истории. Многие из них исчезли с развитием общества, и это закономерный процесс. Поэтому сейчас задание многочисленной армии членов Общества — сохранить эти величественные достопримечательности и путем тщательного исследования прочитать всю книгу их истории, которая открыла перед нами лишь первые страницы.

А. БУГАИ

кандидат педагогичных наук, председатель

секции достопримечательностей науки и техники

правления Киевской областной

организации Общества.