Почему Валы Змиевы?

… Валы, или как их кое-где называют валки, в разных местах по-разному называются: Большой вал, Траянов, Половецкий, Атаманский и тому подобное, но самым распространенным является общее их название «3миевы валы». Они известны (под этим названием) на Киевщине, Черкащине, Виннитчине, Житомирщине, Волыни, Харьковщине, Полтавщине. Больше всего валов на Правобережье Среднего Днепра. Здесь они образуют чрезвычайно сложную сетку с общей длиной известных звеньев около 800 км.

              Читать далее: А.С.Бугай Змиевы Валы Киевщины.

… По одной из легенд богатырь Кирилл Кожемяка победил в единоборстве страшного Змия, который залег на берегу Днепра и требовал от жителей земли Киевской присылать ему детей в качестве дани. Запрягши побежденного Змия в огромный плуг, Кожемяка заставил его пропахать борозды, отвалы которых люди и стали называть 3миевыми Валами.

… Змий, очевидно, является аллегорией, под которой кроется теперь совершенно забытый, а когда-то реальный образ грозных кочевников (у кочевников была «змеиная» символика, представление о которой дает, возможно, символика с изображениями драконов, сохранившаяся до сих пор у некоторых восточных народов). Кочевники на протяжении многих столетий постоянно угрожали населению земли Киевской и брали с него дань.

….Можно даже предположить, что жители Киевщины, побеждая врагов, использовали пленных как рабочую силу при строительстве оборонительных Валов на границе для защиты от нападений.

Читать далее: А.С.Бугай Змиевы Валы

…Почему, собственно, валы называются Змиевыми? В своей брошюре «Змиевы валы – летопись земли Киевской» А. С. Бугай отмечает, что это народное название, основанное на легендах о древнерусском богатыре, победившем гигантского Змея-людоеда и запрягшем его в огромный плуг. Богатырь заставил Змея пропахать борозду, разумеется, тоже сверхъестественных размеров. Отвал богатырского плуга и образовал Змиевы валы (а бороздой, надо полагать, был ров). Змей, надорвавшись, издох.

«Змей, очевидно, аллегория, – пишет Бугай, – под которой кроется теперь полностью забытый, а когда-то реальный образ грозных кочевников». Действительно, такая символика свойственна народному эпосу. Гунны, авары и другие кочевники вполне могли слиться в сказочно-эпический образ Змея.

Но зерном поэтического образа богатырской пахоты со змеевой запряжкой могли послужить и реальные события. Использование славянами в той обстановке труда военнопленных гуннов и аваров на строительстве валов вполне вероятно. Вместе с тем строили их, в основном, явно сами славяне, и руководящая рука ясно ощутима в замысле фортификационной системы.

Читать: А Членов      Валы, остановившие гуннов

Валы защищали территорию оседлого населения от вторжения кочевых народов, сменявших друг друга на протяжении столетий (подобно тому, как Великая Китайская Стена защищала Китайскую Империю от кочевых племен, а Лимес – Великая Римская Стена, пересекавшая Европу с Востока на Запад, отделяла территорию Римской Империи от варваров Европы).               /Адм./