В окружении Валов

Газета «Молодь України» от 25.07.69

Вопрос о том, когда был основан Киев, издавна волнует отечественных и зрубежных ученых. Еще польский историк и дипломат, королевский секретарь Рейнольд Гейденштейн, посетив в 1596 году Киев и увидев его руины, писал: «Когда он был построен, как давно существует, или не достигал ли он, возможно, времен Колхиды и Энея (середина 1 тысячелетия до н. э.), неизвестно; закрыла все далекая древность и безразличие иcториков».

Любая теория начинается с гипотез. Но надо, чтобы новая гипотеза направляла дальнейшие поиски, подтверждающие теорию.

По нашему мнению, более или менее значительное поселение могло возникнуть на территории нынешнего Kиєвa или поблизости от него еще тогда, когда оседлое население создало первое межплеменное объединение. Оно было шагом до учреждения государства с политическим, экономическим и культурно-религиозным центром. Мы не соглашаемся с мнением О. Бодревича-Буця, что древнейшие государственные образования возникли у кочевников. Оседлому населению для трудовой деятельности и защиты государство, по-видимому, было нужно раньше. Межплеменная организация создавала условия для экономической дифференциации населения, для возникновения ремесла и роста торговли. Поскольку есть достаточные доказательства того, что местное население было в первую очередь земледельческим, то закономерно допустить, что центр объединения принадлежал самому могучему племени и занимал выгодную позицию с точки зрения потребностей обороны и торговых связей. Строительство оборонных сооружений, земляных в первую очередь, окончательно закрепило стержневое положение столицы племенного союза, создавало условия для консолидации вокруг нее других племен.

При каких же условиях, когда и где на Киевщине могло возникнуть поселение, которое было бы центром сначала межплеменного объединения, потом древнейшего государства и, в конечном итоге, могуей Киевськой Pycи?.  В «Молоди Украины» за 28 марта 1969 года мы писали, что на Киевщине есть земляные сооружения — валы и городища, точное время построения которых до сих пор неизвестно. Когда же построены самые древние линии валов для защиты Киевской земли? Кому нужно было защищать эту территорию?

Тщательное изучение доказывает, что валы и отдельные городища очень подобны конструкциям Немировского и Пастырского городищ, которые датируются Vll — Vl веками до н.э. В основе Змиевых валов и некоторых городищ около них, таких как Немировское и Пастырское, мы нашли уголь и пережженную глину. Следовательно, очень вероятно, что и первая, и вторая линии защитных валов на Киевщине тоже были построены не позже Vll — Vl веков к н. е. Отсюда вывод: на земле Киевской, где-то в районе Киева, должен был быть город, основанный около 2700 лет тому.

Однако последнее слово в деле датирования валов принадлежит именно радиоуглеродному анализу угля, упоминавшемуся А.Билецким. Результатов анализа мы ожидаем, и какой бы он ни был — наука выигрывает, потому что будет внесена полная ясность в длительный спор.

Подробное изучение Киева и его околиц показало, что самым пригодным местом для столицы межплеменного объединения, а затем и государства на территории, ограниченной Днепром, Ирпенем, Стугной, былa территория Китаєва. Почти полностью изолированный останец высотой в несколько десятков метров был естественной неприступной крепостью. Перекопать глубоким рвом узкий перешеек, который соединял его с Киево-Жулянським плато и построить три линии oбoронных валов на крутых склонах было по силам окрестным жителям. Китаевский ручей создавал удобную пристань возле самого городища. Два могильника вблизи него свидетельствуют о длительном существовании здесь достаточно людного поселения. Неподалеку возле села Корчеватого был еще и третий могильник, около которого не найдено никакого поселения. Он очень условно датируется II- I веком до н.э. Могильники Китаєва, как и само городище, по-настоящему так и не исследованы.

Однако, есть еще и другие направления исследования. В.Хвойка в 1908 году открыл около помещения исторического музея языческое капище. Там был уголь и пепел. Добыть его, подвергнуть радиоуглеродному анализу и тем самым установить время активных культовых отправлений на Старокиевской ropе очень важно и не так уже и сложно. Интересно было бы исследовать материалы раскопок вала около Перунового горба, откопать вал на Кудрявке, стоянку на Юрковице и тому подобное.

С проблемой выяснения даты основания Киева связывается вопрос о возникновении названия «славяне». Филологи создали много гипотез об этом названии. Из них одна привлекла наше внимание. Некоторые лингвисты считают, что название «славяне» содержит в своему составе литовское «sala» — остров, а поэтому, мол, соседние племена называли обитателей какого-то острова славянами.

Рассмотрим карту Киевщины. Значительная ее часть действительно кажется островом. Днепр — Ирпень — Унава — Стугна (периметром свыше 200 километров) почти полностью окружали часть Киевщины с Киевом. Лишь один километр суходольного перешейку около села Большая Снетинка соединял район Киева с близлежащей территорией. Более того, если Днепр в те далекие времена был более полноводным, а долины упомянутых рек более глубоки, то долина Стугны на протяжении около 40 километров и, возможно, значительная часть долины Ирпеня считались просто огромными заливами Днепра, а другие реки, хоть и были поменьше, но достаточно заболоченными. Вот почему для тех, кто прибывали издалека, и не знали о наличии однокилометрового перешейка, люди, которые жилы на территории упомянутого «треугольника», и были островитянами.

Население «острова», надежно защищенное естественными преградами и построенными валами, долгое время обитало спокойно, росло и постепенно отодвигало пределы своей родины на юг и запад, по традиции ограждая валами освоенную территорию.

Много споров продолжается вокруг вопроса ото, была ли у славян прародина. Кое-кто считает такой прародиной Волынь и Подолье, где, как писал М.Надєждин, «все проникнуто, все звучит славянизмом» и где «видим себя не на краю, а в середине славянского мира, который отсюда распространялся во все стороны». Другие историки, особенно в XIX веке, выдвигали концепцию прибалтийской, привислянской, прикарпатской, припятской прародины славян.

Глубокое и более основательное изучение истории Киева и Киевской земли, очевидно, покажет: ни на одной из названных территорий не было таких благоприятных условий для длительного i независимого существования славян, как здесь. Нигде нельзя найти таких свидетельств наличия центра целого народа, как в Киевском «треугольнике».

История Киева — это история славян с самых давних времен. Зря М. Брайчевський в своей книге «Происхождения Pycи» пишет «…формирование Pycи происходило на территории Восточной Европы в течение второй половины I тысячелетия н.э. Опускаться при изучении этого вопроса в эпоху бронзы (как это делает кое-кто) было бы совсем неуместным».

По нашему мнению, напротив, — уместным.

А. БУГАЙ,   доцент Киевского пединститута имени О. М. Горького.

Киевский треугольник