Утро творения

Утро творения. Иван Белоконь.  Журнал «Москва», 1982 г., № 3, с. 141-166.

Отрывок из статьи посвящен исследованиям А.С.Бугая

…Я лелею мое старческое воображение картинами золотоглавого, садами повитого и тополями увенчанного Киева. И после светлого, непорочного восторга, навеянного созерцанием красоты твоей неувядающей, упадет на мое осиротевшее старое сердце тоска, и я переношуся в века давноминувшие и вижу его, седовласого, маститого, кроткого старца с писаною большою книгою в руках, проповедующего изумленным дикарям своим и кровожадным и корыстолюбивым поклонникам Одина. Как ты прекрасен был в этой ризе кротости и любомудрия, святой мой и незабвенный старче!

Тарас Шевченко «Близнецы».

Говорят: одним разумом можно все постигнуть. Не верьте!

Академик В. И. Вернадский

В ночь с 19 на 20 марта 1852 года французский археолог Мариетт, основатель Каирского музея египетских древностей, распорядился открыть дверь, ведущую в гробницу Аписа, внутренность которой предстала глазам людей совершенно нетронутой. На тонком слое песка сохранились следы ног людей, погребавших древнеегипетского бога 3220 лет назад. Пораженные археологи и рабочие невольно оглянулись, как бы отыскивая тех, кто приходил сюда до них, забыв на какое-то время, что следы эти отпечатались, когда еще не существовало ни Афин, ни Рима, и пережили они религии и огромные исторические эпохи возникновения и ухода в небытие целых народов.

Да, не было ни Афин, ни Рима. А Киев? Стоял ли он, когда египтяне погребали своего бога Аписа?

Сравнение Киева с древнейшими городами Европы может показаться неуместным. Но так ли это?

Киевский математик и талантливый краевед А. С. Бугай предполагает: Киеву не меньше 2750 лет! Выходит, он старше «вечного города» на тринадцать лет! Правда, историки и археологи отвергают эту дату, полетом фантазии считают они и ту версию, по которой Киев – это Гелон древнегреческого историка Геродота и насчитывает 2500 лет. Руководитель Киевской археологической экспедиции Петр Петрович Толочко в связи с этим пишет: «Действительно, руководствуясь лишь тем, что на территории Киева обнаружены материалы различных эпох, можно прийти в вопросе о его возникновении к самым неожиданным выводам. В этом случае проблема происхождения города Киева подменяется вопросом более широким и общим – древнейшей историей его территории. Первые поселенцы, как известно, здесь появились в эпоху позднего палеолита, или около двадцати пяти тысяч лет назад».

Наука, и то весьма осторожно, настаивает на более скромной дате: Киеву – 1500 лет.

Можно понять ученых, выступающих против сенсаций. Насколько я могу судить, сенсации не нужны и киевским краеведам. Расхождения между теми и другими в определении возраста Киева, будем надеяться, окажут добрую услугу древнему городу на Днепре: день «рождения» Киева по мере накопления научных и краеведческих материалов будет еще не раз отодвигаться в глубь веков. Жажда открытий – она в природе любого человека, она же – движущая сила краеведения, этого богатого идеями и творческим энтузиазмом самого преданного помощника науки. Краеведение по своей природе универсально, всеохватно, оно способно если не изучить всесторонне, то, по крайней мере, заметить, отыскать все ценное на земле и под землей, «навести на след» науку, быть пропагандистом и популяризатором ее достижений, открытий.

И наука, и краеведение еще скажут свое слово в изучении Киева, в изучении Гелона и многого другого.

Стоит приехать в Киев, пожить там некоторое время, как вы невольно вовлекаетесь в далекое прошлое этого удивительного города, вас начинают одолевать «археологические мечтания». Киев не только самый древний город восточных славян, их первая столица, Киев – центр сказочно богатого на археологические памятники края. Трипольская, зарубинецкая, черняховская и другие археологические культуры – это не просто древние городища, могильники, поля погребений, гончарные изделия, статуэтки, предметы быта и украшений, это – целые эпохи в развитии человечества. В Киеве даже палеолитические стоянки «протокиевлян» в возрасте 20-25 тысяч лет приобретают злободневную окраску. Может быть, потому, что на киевской земле наш прапращур под надзором сурового учителя — Природы — впервые проходил «азы» своего социального и культурного бытия. На киевских горах не просто человек, а уже homo sapiensпоселился так давно, что Днепр (конец ледникового периода) только-только принимал привычные для нас очертания; в ту далекую пору Славутич был мощным потоком холодных арктических струй, поивших мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей. Даже сейчас ландшафт огромного города настолько необычен, что вы при желании можете отыскать в нем фрагменты каменного, бронзового, железного веков, не говоря уже о временах былинных и летописных. Если не Геродотов Гелон, то, во всяком случае, Геродотову Гилею, фрагменты прежних киевских джунглей вы можете встретить где-нибудь на правом берегу легендарной Лыбеди, на склонах киевских гор, на окраинах сильно разросшегося города.

Чаще всего в краеведческом музее, бегло осмотрев отдел «предыстории», устремляешься в другие залы. В Киеве, напротив, принимаешь близко к сердцу первобытную жизнь. Лук со стрелами здесь не просто музейный экспонат, но величайшее изобретение человека. Поток мыслей и образов вызывает древний зазубренный топор: человек уже мог построить хижину, смастерить ладью, уплыть на ней далеко от берега, вытесать из дерева кумира, жутковатого божка… Днепр кишел рыбой, а прибрежные леса – дичью. Археологам известно множество стоянок рыбаков и охотников ранненеолитической эпохи в районе Совок, на Соломенке, на Лысой горе, в районе Оболони, на Приорке, на Никольской слободке, в Выгуривщине, возле Чапаевки и во многих других местах современного Киева. Когда киевский ученый обнаружит на древнем черепке отпечаток (только отпечаток!) зерна культурного ячменя, крестьянская душа, и не только она, будет ликовать: неолитический человек из Среднего Приднепровья в IV-III тысячелетиях до н. э. был земледельцем! Племена трипольской культуры (III-II тысячелетия до н. э.), земледельцы и скотоводы, освоят громадные пространства, в том числе территорию современного Киева, их поселения обнаружены во многих местах украинской столицы. Трипольцы оставили нам удивительные по техническому и художественному совершенству сосуды. Это были племена художников и поэтов, эстетика которых близка и понятна современному человеку, и чем-то она даже перекликается с нашими воззрениями на природу прекрасного: простотой, графической четкостью, лаконизмом, изяществом линии, склонностью к геометризму.

Потом придет эпоха железного плуга, железного топора и меча. В железный век племена на территории Украины «попали на карандаш», о них заговорили греческие писатели V-IV в. до н. э., назвав всех их, независимо от этнического происхождения, скифами, а страну – Скифией. Есть в Киеве так называемые скифские городища, хотя существует мнение, что скифы-пахари, населявшие Среднее Приднепровье, – славянского происхождения. Быть может, что для них, согласно мифу, боги сбросили с неба плуг и ярмо, а царским скифам подарили чашу и секиру? Пахарям пахать, а царям воевать да пить из золотых чаш крепкое вино, этот опасный возбудитель неизлечимой «скифской болезни», как древние греки называли дурную привычку своих воинственных соседей напиваться «до положения риз»… И не от скифов ли пахарей идет громкая слава народного украинского плуга, знаменитого сабана, которым распахивали целину на юге страны в минувшие века, плуга, который стал как бы связующим звеном между аналогичным орудием земледелия времен Гесиода и современным механическим плугом, перенявшим от сабана наиболее рациональные конструктивные особенности? Вполне возможно, что связь времен не прерывалась.

Наконец, настала эпоха полей погребений, эпоха зарубинецкой и черняховской археологических культур, названных так по имени двух сел Киевщины (Зарубинцы и Черняхов), где эти культуры были впервые извлечены на свет Божий. Это уже, можно сказать, начало наших начал, 2200 лет непрерывного развития восточно-славянской цивилизации, начатой племенами зарубинецкой культуры, пахарями и оседлыми скотоводами, продолженной черняховцами-земледельцами, опытными металлургами, ювелирами, ткачами, резчиками по дереву, кости и камню, гончарами, рыбаками и скотоводами. Племенные союзы антов и склавинов во весь голос заявили о себе всему тогдашнему миру. «Рища в тропу Трояню чресъ поля на горы», – поется в «Слове о полку Игореве» о походах славян к рубежам Римской империи, к «земле Трояней». Четырежды вспоминается «Троян» и его «века» в знаменитом «Слове». «Но века Трояновы, – пишет академик Борис Александрович Рыбаков, – это не время царствования одного императора (применительно к длительности княжения Ярослава автор в этой же фразе пишет не «века», а «лета»), а время существования Римской империи, совпавшее с расцветом славянской жизни в Среднем Приднепровье (черняховская культура), сильно окрашенной культурным воздействием «Трояновой земли». «Века Троновы» – это II-IV века, те три столетия, когда славянская племенная знать продавала римлянам зерно, меряя его римскими мерами, накапливала сокровища римских монет, украшала жен римскими изделиями. Сам «Троян» был, скорее, олицетворением империи в глазах славян, чем реальным лицом».

«Накапливала сокровища римских монет…». Это не преувеличение. Серебряные динарии, чеканенные при императорах Веспасиане, Домициане, Траяне, Адриане, Сабине (жене Адриана), Антонине Пие, Фаустине-старшей (жене Антонина), Марке Аврелии, Люцилле (жене Люция Вера), Коммоде и многих других, находили и находят во многих местах Киева. В 1876 г. на Подоле был найден клад: около двухсот медных монет римской чеканки и монеты, чеканенные в малоазийской Антиохии Писидийской III-IV в. н. э. Археолог В. Г. Ляскоронский не раз видел серебряные и медные римские монеты, найденные при возделывании огородных грядок, рытье канав и закладке фундаментов. В районе Львовской площади был найден огромный клад монет весом не меньше пуда, что в пересчете на обычный вес динария (3,4 г) составил свыше 4000 экземпляров. На Большой Подвальной улице археологи нашли медный котелок, в нем около 3000 серебряных дирхемов. В Киеве находили даже монеты республиканского Рима, чеканенные во II в. до н. э., различные предметы быта римского производства.

Интенсивная торговля протокиевлян (а может быть, киевлян?..) с Римской империей, которая велась на протяжении нескольких столетий, прекратилась лишь тогда, когда «вечный город» стал добычей завоевателей. В 455 г. вандалы захватили и до основания разрушили Рим с его бесчисленными памятниками культуры, а спустя несколько десятилетий вандалов настигло возмездие: их королевство, разгромленное византийским полководцем Велизарием, навсегда прекратило свое существование. Вандалы исчезли, но вандализм в культуре, увы, до сих пор цветет пышным цветом…

В эту тревожную, бурную эпоху стала набирать силу столица славянского племени полян – город Киев.

Приднепровское зерно, римские динарии, а впоследствии арабские серебряные дирхемы и византийские золотые солиды, земледелие и международная торговля, развитие ремесел способствовали быстрому росту и возвышению Киева, его богатству и могуществу.

На киевской земле собрано огромное количество материалов, свидетельствующих о многовековой истории города и 25-тысячелетней истории заселения его территории. Но сколько еще неразгаданного, неизученного в самом городе, в Среднем Приднепровье!

Едва ли не самой большой загадкой Киевщины являются Змиевы валы. Почему – Змиевы? Существуют различные легенды о происхождении этого названия, но, пожалуй, наиболее распространена легенда о киевлянине Кириле Кожемяке. Он победил страшное чудовище, которое обитало на берегах Днепра и пожирало младенцев. Кожемяка запряг побежденного Змия в громадный плуг (не тот ли, что боги сбросили с неба на «скифскую землю»?), заставил его проложить многоверстную борозду, насыпь которой люди стали называть Змиевыми валами. Эти гигантские валы протянулись по землям Киевщины почти на 800 км. На Украине их не меньше трех тысяч километров.

Утомленный непривычной работой, Змий, как повествует легенда, остановился на берегу реки и, тяжко стеная, выпил ее почти всю и тут же испустил дух в страшных мучениях. Небольшой ручей, оставшийся от тех легендарных времен, называется речкой Стугной, где в 1093 году утонул 22-летний Ростислав Всеволодович, родной брат Владимира Мономаха. Это о нем печалится автор «Слова о полку Игореве»:

Вот Стугна, худой имея нрав,

Разлилась близ устья величаво,

Все ручьи соседние пожрав,

И закрыла Днепр от Ростислава,

И погиб в пучине Ростислав.

Плачет мать над темною рекою,

Кличет сына-юношу во мгле.

И цветы приникли, и с тоскою

Приклонилось дерево к земле.

(Перевод Н. А. Заболоцкого)

Желание узнать новое о Змиевых валах привело меня на квартиру киевского математика А. С. Бугая. На столе ученого я увидел книгу, название которой меня сильно заинтересовало: «Краткий толковый математический словарь». Краткость его относительна, в словаре двадцать шесть печатных листов, издан он в Киеве в 1964 г. на украинском языке. Автор словаря и есть сам А. С. Бугай. К каждому математическому термину дана сжатия, но исчерпывающая характеристика: история возникновения и развития математических терминов от зарождения «царицы наук» до наших дней.

– Есть ли аналогичные словари на других языках? – спросил я Аркадия Сильвестровича.

– Насколько мне известно, – ответил математик, – таких словарей в мире нет. Это первая ласточка.

На мой вопрос, трудно ли было работать над первым толковым математическим словарем, Аркадий Сильвестрович, улыбаясь, привел высказывание французского ученого: «Если вы хотите кого-либо наказать, не осуждайте его на каторжные работы, не заставляйте его разбивать руки тяжелым трудом, осудите его составлять словари, – этот труд включает в себя все виды наказания…»

В кабинете ученого-математика и страстного краеведа висит огромная, во всю стену, карта Змиевых валов, составленная самим математиком.

Свыше двадцати лет изучает Аркадий Сильвестрович загадочные сооружения, более сотни очерков, статей, заметок опубликовано им и другими авторами в Киеве, в Москве, а интерес к циклопическим валам не ослабевает. Кто их возвел? Когда? Какова здесь роль Киева? Ни на один из этих вопросов ответа пока нет. Валы кого-то обороняли, но кого? В какое время?

– Змиевы валы в пределах Киевщины, – говорит Аркадий Сильвестрович, – сооружены на земле полян и древлян. Лесами и полями, большей частью вдоль речек, тянутся эти загадочные сооружения. Они то постепенно понижаются и даже совсем исчезают, то снова поднимаются, достигая местами заметной высоты. Мы не знаем, кто и когда их строил, какие стратегические и тактические замыслы были положены в основу той сложной системы, которую они, бесспорно, создают. Многие историки склонны видеть в этой запутанной сетке валов стихийность, скоропалительность оборонительных мер, лишенных единой идеи и целенаправленности.

Территория, которую я обошел, составляет не одну тысячу квадратных километров. Но я не турист, я исследователь, пусть не археолог, а только краевед. Я прочитал все, что было написано о Змиевых валах, и придерживаюсь той точки зрения, что они были сооружены до возникновения Киевской державы. В летописях пять раз (с 1093 по 1169 г.) упоминаются валы как существующие, не имеющие, однако, военного значения. Летописец ссылается на них как на ориентиры для краткого топографического обозначения места тех или иных событий. Так, в Ипатьевской летописи под 1093 г. рассказывается о неудачном походе киевских князей против половцев, осадивших Торческ, о том, как князья переправились через Стугну возле Триполья, прошли вал и здесь встретили половцев. Прошли вал, и только. Аналогичные ситуации прохождения войска через валы описываются в остальных четырех случаях.

Строительство валов громадной протяженности представляло бы проблему для современной землеройной техники, а сами сооружения десяти и более метров высоты мы с полным основанием можем назвать одним из чудес древнего мира, созданного при помощи лопаты. Чтобы построить, к примеру, Постугнянско-Ирпенский вал, нужны были десятки тысяч рабочих рук для непрерывной работы в течение года.

Как валы охранялись? Мы этого не знаем. По мысли некоторых ученых, содержание регулярных войск для охраны границ по линии валов превышало возможности Киевского государства даже во времена его наивысшего расцвета. Это еще один довод в пользу докиевского происхождения Змиевых валов.

– Выходит, до Киевской Руси существовало какое-то могущественное племенное объединение или даже государство, которому было под силу строительство грандиозных валов?

– Гипотез на сей счет много. Историки единодушны, пожалуй, в одном: осуществить строительство валов могло население с централизованной властью, с высоким уровнем культуры. Сооружение валов строго продуманно, оно отвечало всем требованиям оборонительных сооружений высокого класса. Их нельзя было обойти, как немцы обошли французскую линию Мажино (через Бельгию), так как валы упирались в реки и непроходимые болота. Если враг мог прорвать первую линию оборони, на его пути возникала вторая, третья, четвертая линия. Посмотрите на карту Змиевых валов вокруг Киева на расстоянии от 35 до 55 км, и вы убедитесь, как блестяще справились со своей задачей фортификаторы древности. Они приспособили валы к физико-географическим условиям: валы не только дополнили природные рубежи, но искусно опирались на них. Строители древних валов нашли настолько удачное решение сложной задачи на больших пространствах, что есть мнение, будто современные инженеры в Великую Отечественную войну во многих случаях строили оборонительные укрепления, в сущности, по схеме своих далеких предков.

– Многие историки, чужие особенно, – продолжал Аркадий Сильвестрович, – «гоняют» славян на страницах своих книг с места на место, с одного конца земли на другой, а они, судя по вещественным признакам, были «тяжелы на подъем», никуда не уходили с насиженных мест на протяжении тысячелетий. Думаю, что именно наши предки как племена оседлого образа жизни, а не кто-то другой, возвели колоссальные Змиевы валы. Чувство земли-кормилицы, чувство Родины, оно не вчера возникло. Оно вечно! «Никакой доистории не существует, есть только забытая история», – говорил академик Н. Я. Марр. На Киевщине, на древней Полянщине «забытая история» подстерегает вас на каждом шагу: Змиевы валы с разрушенными богатырскими воротами, могильники, городища, клады, летописные города, древние дороги, изначальная промышленность, воспетая народом редкостная красота киевской природы с ее легендарными реками и ручьями, полями и лесами, с ее былинными богатырями. На какой еще земле строить Змиевы валы, как не на киевской! Стольный град времен Владимира I занимал небольшую территорию – всего 9-10 гектаров (на Горе). На Киевщине часто встречаются городища в двадцать и даже в сто гектаров! Загадка? Да, загадка. В нынешнем Иваньковском районе находился металлургический центр, Магнитка древности. Площадь этого промышленного городища – до 80 гектаров! Рядом – села с «производственными» названиями: Железное, Ковалевка, Домановка. Об этом городище можно написать целую монографию, настолько была сложной его техническая, технологическая и социальная жизнь. Вообще села Киевщины представляют большой научный интерес и могут в этом отношении поспорить со знаменитыми валами, особенно те из них, которые древностью своей не уступают самому Киеву, а то еще и оставят его позади. А могильники, городища! А дороги! Сколько в них интересного, поучительного, научно значимого, героического и трагического. В определенных местах возведены два параллельных вала, между ними проложена дорога. Собственно, для чего? У меня есть объяснение этому необычному строительству, но его нужно всесторонне обосновать. Необходимы археологические изыскания. Римская Кампанья прославилась страшной южной лихорадкой. Полянщина, Киевщина славятся здоровым климатом, плодородием почвы (встречаются участки земли, где толщина чернозема более двух метров).

Киевская земля давно приворожила к себе человека, только чрезвычайные обстоятельства заставляли людей на время покидать ее. С древнейших времен она была густо заселена и, как справедливо говорит академик Б. А. Рыбаков, стала начальным ядром Руси. Когда мы изучим восточнославянское ядро, ядро Киева так, как физики изучили атомное, мы будем знать начальную историю нашей страны. Пока что мы далеки от этого.

Змиевыми валами занимались многие дореволюционные и советские ученые: И. Фундуклей, Л. Похилевич, В. Антонович, В. Стеллецкий, Л. Добровольский, Б. Рыбаков, Н. Воронин, А. Довженок, П. Раппопорт, польская исследовательница Е. Ковальчик. Институт археологии Академии наук Украины организовал постоянную экспедицию, которая займется систематическим изучением Змиевых валов. Будем надеяться, что теперь между краеведами и учеными установятся более тесные рабочие и творческие контакты. Зависит это, разумеется, от доброй воли обеих сторон.

Помимо известного пути из «варяг в греки» в древности, как предполагает А. С. Бугай, существовал еще один водный шлях из Киева в Западную Европу. Он проходил по рекам Ирпень – Гуйва – Десна – Буг – Днестр – Прут – Дунай. На этом пути было, в общей сложности, меньше сухопутных переходов и волоков, чем в обход днепровских порогов, к тому же весь путь был намного безопаснее днепровского. Есть уже некоторые археологические подтверждения этой гипотезы. Что ж, в добрый путь, киевское краеведение, по новым неизведанным дорогам!

Киевская археология – позволю себе употребить этот термин, присоединив к ней археологию Черниговщины – уникальна, ибо она вводит нас в Царство первопричины. Здесь, на киевско-черниговской земле, «зарыт» ответ на вопрос летописца: «Как возникла русьская земли»? Любой, самый незначительный, самый неприметный, казалось бы, рядовой памятник имеет огромное, общеславянское значение для науки. Для нас с вами, читатель!

Общеславянское…

Иван Белоконь. Утро творения. Журнал «Москва», 1982 г., № 3, с. 141-166.